[Черчение это просто! ]
Главная » Статьи » Уроки черчения » Графический язык

Развитие графического языка как средства общечеловеческого общения

Возникновение и развитие графического языка уходит в глу­бокую древность (рис. 22), когда изобразительное письмо было единственным способом сохранения для потомков информации о важнейших исторических (политических, военных и др.) событи­ях, природных явлениях, деловых контактах между людьми.

Впервые письменность появилась около 3200 г. до н. э. в Месопотамии у шумер. Для обозначения слов они использо­вали рисунки — пиктограммы. Такое письмо называют пик­тографическим.

Спустя пять веков соседи шумеров — вавилоняне, ассирийцы и пер­сы преобразовали эти знаки в особый вид письма — так называемую клинопись. Они писали на сырой гиние тростниковым пером с треуголь­ным концом.

На основе клинописи приблизительно в XV в. до н. э. был создан первый алфавит. Он состоял из букв, каждая из которых соответствова­ла определенному звуку. Так появилось фонетическое письмо, в котором буквы соединялись в слова. Однако до сих пор алфавит в том виде, в котором он был изобретен, не известен.

В Египте около 3000 г. до н. э, возникла система письменности, кото­рую называют иероглифической. В ней для обозначения слов, звуков и букв используются символы.

Пиктограммами также изображали числа. В письменах ацтеков, на­пример, были приняты специальные изображения чисел: точками — числа от 1 до 19, флажками — число 20, пером — 400, сумкой, полной какао-бобов, — 8000.

Рождение графического языка было продиктовано настоя­тельной необходимостью в точной передаче формы и геометриче­ских свойств трехмерных объектов, созданных человеком. Это качество графического языка отличает его от других языков, вы­бранных человечеством.

 

Рис. 22. Древние виды изобразительного письма: а — пиктограммы шумеров; 
б — клинопись; в — египетские иероглифы; г — числа ацтеков


Графический язык прошел долгий путь развития.

Изобразительная система графического языка на Руси заро­ждалась из потребности в строительстве поселений (острогов), кремлей (детинцев), монастырей, храмов, соборов и т. д. Первые чертежи, дошедшие до нас, представляют собой рисунки-планы с тщательно прорисованными постройками, некоторыми элемента­ми природы (деревьями, речками), рельефа местности. Чертежи сопровождались подробными пояснениями (рис. 23). На таких чертежах-планах, как правило, размеры не наносились.

Усложнение технических идей, архитектурных замыслов за­ставило искать новые способы передачи информации. Так, появ­ляются чертежи, содержащие изображения объекта (детали, машины, сооружения) с нескольких сторон. Расположение и ко­личество изображений на чертеже было произвольным и выби­ралось по усмотрению выполнявшего чертеж. Поэтому каждый чертеж представлял собой своеобразный, отличный от других оригинальный документ (рис. 24), что затрудняло его адекватное понимание.

 

Рис. 23. Чертеж-план Тобольской губернии


Рис. 24. Чертежи XVII—XVIII вв.: а — профиль и план фабрики, XVIII в.; 
б — чертеж моста и стороже­вой башни, XVII в.; в — чертеж XVIII в.


Основы изобразительной системы современного чертежа были заложены в XVIII в. французским геометром Гаспаром Монжем (1746—1818). Теоретически обоснованная им изобразительная система прямоугольного проецирования предмета на две взаим­но перпендикулярные плоскости обеспечила возможность записи точной, метрически (по размерам) определенной информации о форме изображенного объекта.

Именно эта система и используется при выполнении различ­ных изображений на современных чертежах.

Массовое производство изделий в XIX—XX вв. направило усилия специалистов различных производств на создание систе­мы государственных стандартов, которыми вводились обязатель­ные правила выполнения изображений чертежа. Эти правила со временем изменялись, уточнялись и совершенствовались. Знако­вая система чертежа также претерпела эволюционные измене­ния: от свитков, содержащих обстоятельный рассказ о том, как вести строительство храмов, прилагаемых к планам сооружений в XII в., подробных технических описаний (трактатов) изготовления тех или иных механизмов, используемых в XV в., к разра­ботке проектной и технико-технологической документации на из­делие, которая становилась немногословной и компактной.

Изменения, произошедшие в знаковой системе графического языка, разнообразны. С одним из них вы можете познакомиться в приложении 1.

Все требования, предъявляемые к знаковой системе языка, гостированы и должны выполняться неукоснительно. Со знаковой системой графического языка вы будете знакомиться по мере изучения его изобразительной системы.

Категория: Графический язык | Добавил: kuza (20.01.2011)
Просмотров: 3595 | Рейтинг: 5.0/1